Слово эдьютейнмент звучит для нас пока еще непривычно. Тем не менее, это одна из самых эффективных методик обучения, широко используемая западными преподавателями.
Само слово edutainment произошло от слияния двух: education (образование) и entertainment (развлечение). Эдьютейнмент (русские ресурсы часто используют громоздкое «обучение через игру») — методика, которая дает возможность сочетать учебу и приятное времяпрепровождение. Это понятие появилось в 1948 году на студии Уолта Диснея, оно обозначило образовательный мультсериал.
Активно использовать методику начали лишь в 90-х годах с появлением знаменитой «Улицы Сезам», самого первого популярного примера эдьютейнмента.
Когда вы учите английский с помощью карточек — это эдьютейнмент, и когда играете с маленьким ребенком в «сороку-воровку» — это тоже он. С.В. Кувшинов, директор ИНОТ, определяет эдьютейнмент так: «Учебный процесс превращается в событие, активное участие, действо для студента, своеобразный «экшн»…учебный процесс должен быть событием, медиатеатром, причем не одного актера (преподавателя), – все участвуют в этой постановке. Это и есть edutainment».
Исследования вопроса
Эффективность эдьютейнмента была подтверждена многочисленными исследованиями. Ученые Harnani Mat Zin и Nor Zuhaidah Mohd Zain провели испытание интерактивных методов обучения в группе из 60 детей. Испытуемые были поделены на две равные группы так, что их суммарные IQ были примерно одинаковы. Каждому ребенку дали опросник, с помощью которого выявлялось его понимание материала и заинтересованность в учебе.
Затем экспериментальной группе в течение двух недель давали информацию по программе Ray‘s Letters and Numbers, а контрольную учили привычными методами («доска и мел»). Про прошествии испытательного периода тест повторили. Результаты исследования получились по-настоящему впечатляющими.
На этом графике мы видим результаты контрольной группы. По оси X отмечены оценки, Y — количество детей. Заметно, что результаты детей улучшились. Получившие при первичном тестировании очень низкие оценки подтянулись до средних.
А здесь представлены результаты детей из экспериментальной группы. Отчетливо видно, что интерактивное обучение позволило ученикам значительно лучше усвоить материал и получить за тест более высокую оценку. Множество подобных исследований получили аналогичные результаты.
Особенности методики
Когнитивные психологи объясняют феноменальный успех эдьютейнмента тем, что он задействует максимальное количество органов восприятия — звуки в сочетании с яркой картинкой и даже минимальным движением (нажать на кнопку, выбрать правильный вариант) позволяют информации значительно лучше отложиться в долговременной памяти.
Этот вопрос исследовала группа американских ученых. Для эксперимента были приглашены 200 человек разных возрастов. Их разделили их на две группы и показали каждой образовательное видео. Контрольная группа увидела материал, где информация представлена в официальном формате, без ярких образов.
Экспериментальная группа получила более неформальный образовательно-развлекательный ролик, в котором раскрывалась та же самая тема. Ученые провели тест на знание материала сразу после просмотра видео и повторили его через две недели. Получившие информацию с помощью edutainment методики, усвоили материал лучше.
Эдьютейнмент показывает себя прекрасно в областях, где необходимо много запоминать. Исследования китайских ученых показали, что у студентов, которые учили новые иностранные слова с помощью edutainment методик, активный словарный запас оказался гораздо объемнее.
Ну и конечно, edutainment — это интересно, причем для всех участников процесса обучения. «Во-первых, мне не скучно, во-вторых — студенты взбадриваются», — говорит доцент-преподаватель университета, пожелавший остаться неизвестным. «Да, я вижу положительные результаты. И вижу плохие результаты от традиционной методики. Студентов надо заинтересовывать, удивлять, сделать занятие необычным и запоминающимся. Думаю, игровые методики должны шире использоваться на всех уровнях обучения.»
Хотя эдьютейнмент – явление относительно новое, и его потенциал пока раскрыт не полностью, будущее принадлежит именно этой форме обучения, по-настоящему интересной и эффективной.